Глядя на парение ширококрылых птиц, человек всегда мечтал перенять их способность и научиться летать. Истории известно немало примеров, когда люди пытались взлететь, приделав себе крылья, но все эти попытки оставались безуспешными. С появлением воздушных шаров (аэростатов), парашютов, а позже и парапланов многовековая мечта человечества практически воплотилась в жизнь. Чувство полёта наиболее остро ощущается при занятиях параглайдингом, или парением на параплане.
Определение: параглайдинг и парапланеризм
Что же представляет собой параглайдинг, ставший весьма популярным за последние несколько лет? Название этого экстремального вида спорта произошло от двух английских слов: pare и glide — планировать, скользить; оно является синонимом таких терминов, как парапланеризм, парапланерный спорт.
В свою очередь парапланеризм — это полёты на параплане, или ПАРАшюте ПЛАНирующем. Параглайдинг — это не прыжки с так называемым парашютом-крылом, а именно полёты, причем, управляемые. И само крыло параплана конструктивно отличается от парашюта-крыла.
Основные характеристики параплана
Парапланы относятся к классу сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), оснащённых бескаркасным матерчатым крылом (оно выступает в роли купола) и подвесной системы, прикреплённой к стропам. В подвеске, в сидячем положении или полулежа, на специальном сиденье располагается спортсмен. Взлёт осуществляется при помощи отталкивания ногами от земли; управление и посадка достаточно просты.
В сложенном виде аппарат умещается в рюкзак и весит от 4 до 13 кг, готовность параплана к полёту — спустя 5 минут после прибытия к месту взлёта.
В воздухе параплан развивает скорость от 20 до 70 км/ч, способен подняться на высоту 4000 метров и выше и пролететь более 300 км.
Научиться управлять парапланом несложно, этому способствуют:
- невысокая скорость аппарата в воздухе;
- способность учебных моделей самостоятельно выходить на стационарный режим планирования;
- минимальные требования к месту экстренной посадки.
Благодаря своим уникальным качествам учебный аппарат не слишком реагирует на ошибки неопытных пилотов, поэтому спорт имеет все шансы обрести массовость. Если на параплан установить силовой агрегат, он трансформируется в мотопараплан, что прибавляет динамичности полётам и незабываемых ощущений спортсменам.
История параглайдинга
Отсчитывая историю параглайдинга от времени создания первого парашюта, придется перенестись в далекий 1483 год, когда известный живописец Леонардо да Винчи впервые создал эскиз парашюта пирамидальной формы. Тогда он так объяснял свой проект — человек сможет без всяких опасений бросаться вниз с любой высоты, если будет прикреплен к шатру из накрахмаленного полотна.
Проект Леонардо да Винчи остался невостребованным, ведь в то время не было ни летательных аппаратов, ни сверхвысоких зданий, откуда человек мог бы бросаться вниз. С появлением авиации тема парашютов стала актуальной, а в преддверии Второй мировой войны эти приспособления стали все больше усовершенствоваться.
Настоящим рывком в эволюции парашюта было изобретение «крыла» Стивом Снайдером. Хотя некоторые источники утверждают, что основателем параглайдинга был американский инженер Дэвид Бериш, совершивший взлет на крыле в 1954 году.
В дальнейшем использовать крыло не для прыжков из самолета, а для парения с горы стали французские горнолыжники — они осуществили слет в Альпах в 70-х годах XX века. Такое применение парашюта заинтересовало других спортсменов и конструкторов, благодаря чему крыло стало модифицироваться специально под полеты со склонов.
К середине 80-х годов XX века парашют-крыло наделили новым названием — параплан, изменили его форму — он стал эллипсовидным со значительным удлинением крыла и модифицированной стропной системой. Все эти изменения улучшили аэродинамические качества параплана и позволили стартовать как с вершин гор, так и с небольших возвышенностей с разбега.
В России парапланы появились в конце 80-х годов, но в техническом плане они существенно уступали зарубежным аппаратам. Такое отставание продолжалось до тех пор, пока спортсмены-энтузиасты не привезли в Россию образец импортного параплана. Изучив его параметры, российские конструкторы сумели создать собственное крыло, значительно превосходящее по характеристикам все используемые на то время в РФ.
Сегодня в стране имеется несколько школ и клубов парапланерного спорта, команды которых участвуют как в отечественных, так и в международных соревнованиях по параглайдингу.
Принцип полета параплана
Знание физических законов природы помогает понять, каким образом спортсмену удается взлететь при помощи мягкого матерчатого крыла, не имеющего жестких элементов конструкции. Для взлета на параплане используется энергия восходящих воздушных потоков. Они бывают двух видов:
- Динамический, или «динамик» — возникающий от столкновения ветра с препятствием, например, склоном горы, когда преломленный препятствием поток воздуха направляется вверх.
- Термический, или «термик» — обусловленный разницей температур воздуха на высоте и поднимающегося от нагретой земли (восходящего потока).
Современный параплан имеет двухслойную поверхность, из двух кусков воздухонепроницаемой ткани, сшитых по заднему и боковым краям. Спереди слои сшиты секционно — таким образом, что между верхней и нижней поверхностью образуются воздухозаборники. Через них поток воздуха наполняет внутренний объем крыла, повышая в нем давление и упругость. Набегающий поток воздуха обтекает крыло и создает подъемную силу.
Движение вперед и вниз происходит под действием подъемной силы и гравитации, они же поддерживают скорость параплана относительно воздуха. Для преодоления силы сопротивления расходуется набранная высота, поэтому для того чтобы лететь, параплану необходимо постоянно расходовать высоту, или планировать.
Старт с горы, лебедки, земли
Из вышесказанного понятно, что для продления дальности полёта параплану требуется набрать как можно большую высоту. Вот почему наибольшей дальностью отличаются полёты, стартовавшие с вершины или склона горы.
Оптимального парения можно добиться, если стартовать со склона минимум с 30-40-метровым перепадом высоты.
На равнинной местности пригодные для планирования потоки воздуха формируются на высотах 300-400 м, хотя, как правило, их сложно обрабатывать. Более комфортно работать с восходящими потоками с земли на высоте от 500 м над уровнем равнины.
Чтобы обеспечить успешный старт, пилот становится против ветра, расположив крыло параплана позади себя, наклоняется вперед и начинает разбег. Воздухозаборники крыла наполняются, приобретают необходимый профиль и отрывают подвеску с пилотом от земли.
Если в ландшафте местности отсутствуют возвышенности, пилоты используют буксировочный комплекс — лебёдку. Она крепится карабинами к ремням подвески. Этот приём часто применяется в учебных полётах лётных школ.
Важным условием для старта с лебедки является наличие ровной и относительно чистой (не заросшей высокой травой или кустарником) площадки для разбега.
Буксирование позволяет крылу быстрее наполниться воздухом, набрать объём и обрести необходимую парусность. Поднявшись на необходимую высоту, пилот отцепляется от лебёдочного троса.
Достоинства и недостатки старта с лебедки
Пилоты называют следующие преимущества старта с лебедки:
- Буксировочный комплекс устраняет зависимость полётов от капризов погоды и позволяет летать при любом направлении ветра.
- Для учеников это отличный способ сэкономить силы — им не приходится подниматься в гору, полёт начинается и заканчивается на месте взлета, поэтому новички больше сосредотачиваются на учебном процессе.
- За счет экономии сил и времени удаётся совершить большее количество полётов, нарабатывается больший опыт взлётов и посадок, чем при старте со склонов.
- Старт с лебёдки обеспечивает достаточно большую высоту, а значит, и длительность полётов, чего сложно достичь при старте с земли.
- С лебёдки можно добиться эффективности полёта не только в ветреную погоду, но и в штиль.
- Как итог, суммарный показатель налёта ученика обычно в несколько раз выше, чем при обучении на склонах.
Недостатки лебёдочного старта для начинающих спортсменов:
- по сравнению с типичной высотой обучения на склоне высота взлёта на лебёдке в 10 раз больше, что вынуждает считать этот метод более опасным;
- буксировка значительно упрощает взлёт, это расслабляет пилота-новичка и лишает его навыков старта с горы;
- привыкшие к лебёдке ученики мало подготовлены к полётам в динамике и боятся склонов, не имея опыта работы с ними;
- лёгкость и доступность учебных полётов на лебедке при их большой высоте (200-300 м) приводят к тому, что ученик переоценивает собственные силы и недооценивает сложность разнообразных нюансов при естественных полётах.
Главным недостатком старта с лебедки является то, что для работы с ней требуется команда, которая должна обеспечивать установку и контроль буксировочного комплекса, спортсменам-одиночкам такой старт не подходит.
Что нужно для занятий параглайдингом
Чтобы начать заниматься параглайдингом, обязательно нужны:
- любовь к этому спорту и острое желание учиться;
- умение подавлять естественный страх высоты;
- удовлетворительное физическое здоровье (при заболеваниях сердца заниматься параглайдингом нельзя);
- возраст — от 18 лет;
- наличие школы или клуба параглайдинга вблизи места проживания.
Больше всего вопросов у новичков вызывает техническое оборудование и необходимость иметь специальную одежду, поэтому стоит остановиться на этих пунктах подробнее.
Одежда
В большинстве лётных школ ученики обеспечиваются специальной экипировкой для параглайдинга на время учебы. От новичка требуется иметь при себе только:
- брюки и куртку из плотной, воздухонепроницаемой ткани;
- прочные, но удобные перчатки;
- высокие шнурованные ботинки на толстой подошве для защиты голеностопных суставов при жёсткой посадке;
- шлем с отверстиями напротив слухового хода (допустимы средне-тяжелые мотоциклетные модели).
В зимнее время экипировка дополняется тёплой зимней одеждой, не сковывающей движения пилота, и обувью на нескользкой подошве.
Техническое оборудование
Пользование специальной экипировкой и техническим оборудованием обычно входит в плату за обучение в школе параглайдинга, поэтому новичкам первое время не придётся беспокоиться об обеспечении полётов. Но после получения разряда осуществлять полёты придется самостоятельно, а для этого потребуется покупать или арендовать оборудование, а именно параплан, состоящий из:
- купола;
- стропной системы;
- подвески (сиденья для пилота) прикрепленной карабинами к стропной системе.
Комплект оборудования может дополняться вспомогательными элементами подвесной системы:
- подножкой (подвеской) для ног пилота;
- обтекателями;
- карманами для мелких предметов;
- системой крепления силового агрегата (мотора);
- отсеком для запасного парашюта;
- отсеком для груза;
- системой протекторов для снижения риска травматизма при падении на бок или на спину.
Для увеличения горизонтальной скорости параплана его оснащают специальной системой — акселератором, уменьшающим так называемый угол атаки купола.
Парапланы
Виды парапланов имеют различия в зависимости от классификации и назначения. Несмотря на то, что крыло и подвеска составляют целостность параплана как летательного аппарата, они классифицируются независимо и раздельно. При этом допускается произвольное комбинирование крыльев и подвесок в зависимости от условий эксплуатации.
Классификация парапланов
Существует несколько видов классификации парапланов согласно различным системам сертификации; классификация и сертификация СЛА неразрывно связаны.
Таблица: классы безопасности парапланов (крыльев) по французской системе сертификации AFNOR
Название класса | Назначение | Характеристики |
Standard | Для пилотов, имеющих небольшие налёты, начинающих и редко летающих | Простота управления, высокая степень безопасности, невысокие лётные качества, но способность самостоятельно выходить из опасных режимов, относительная независимость от ошибок пилотирования |
Performance | Для опытных, хорошо подготовленных пилотов | Высокие лётные качества, для управления требуется определённый опыт пилотирования, способность принимать правильные решения при выходе из опасного режима |
Competition | Для пилотов со значительным опытом, профессионалов и спортсменов | Высочайшие лётные качества, требующие от пилота специальных знаний и навыков, значительного опыта и способности чётко определять последовательность действий для выхода из опасных режимов. |
Подвесные системы классифицируются не по уровню безопасности, а соответственно условиям использования, они бывают:
- учебными — оснащёнными надёжной системой защитных протекторов, для сидячего положения пилота;
- универсальными — для полу-лежачего, но регулируемого в широких диапазонах положения спортсмена;
- спортивными — для лежачего положения спортсмена, в оснащении предусмотрены обтекатели;
- облегчёнными — оснащёнными только базовыми элементами или дополнительными по минимуму;
- «Акро» — выдерживающими максимально допустимые нагрузки, с местом для 2 запасных парашютов;
- тандемными — снабженными специальной подвеской для пассажира;
- комбинированными (трансформерами) — совмещающими функции подвески и рюкзака для транспортировки всего комплекта оборудования;
- для мотолётов — оснащённые системой крепления силового агрегата (парамотора).
Как уже отмечалось, крылья и подвески разных классов и типов могут использоваться в произвольных комбинациях.
Моторные и безмоторные парапланы
По назначению выделяют следующие виды парапланов:
- учебные, или школьные, предназначенные для новичков, приступающих к обучению;
- Cross-country (англ. Кросс-кантри – напрямик) — для полётов по заданным маршрутам;
- «Акро» — парапланы для аэробатики, вида параглайдинга с элементами высшего пилотажа;
- тандемы — 2-местные аппараты, предназначенные в основном для полётов инструкторов с пассажиром, не имеющим спецподготовки;
- паралёты, или парамоторы — моторизированные парапланы.
Наибольшей популярностью среди российских парапланов класса Standard пользуются модели «Танго», «Корвет» и «Айвенго», а в классе Performance – «Дарт».
A-D класс: от новичка до профи
Помимо французской системы сертификации AFNOR существуют еще немецкая система LTF (бывшая DHV) и единая евро-норма CEN, которая получила широкое применение с 2006 года. Согласно европейской норме и в сравнении с системой AFNOR парапланы классифицируются следующим образом:
- класс A (или класс 1 по системе LTF) — простейшие и максимально безопасные парапланы для новичков, полное соответствие классу Standard по системе AFNOR;
- класс B (или 1-2 по LTF) — аппараты для пилотов, обладающих минимальными навыками, полное соответствие классу Standard;
- класс C (или 2 по LTF) — для тренировки пилотов с определённым количеством учебных налётов, средними навыками и опытом, нечто среднее между классами Standard и Performance;
- класс D (2-3 по LTF) — парапланы для профессиональных спортсменов, класс D по системе CEN полностью соответствует классу Performance по AFNOR.
В немецкой классификации LTF имеется также класс 3, полностью соответствующий характеристикам класса Competition по системе AFNOR.
Спидглайдеры
Как несложно догадаться по приставке «спид» (англ. speed – скорость), спидглайдинг — это скоростное скольжение или парение. В спидглайдинге присутствуют одновременно и скольжение на лыжах, и парение на крыле. Этот экстремальный вид спорта без преувеличения можно назвать гибридным, поскольку он сочетает в себе элементы нескольких дисциплин:
- сноубординга или фрирайда;
- горнолыжного спорта;
- парашютного спорта;
- параглайдинга.
Синонимами спидглайдинга являются термины speed flyer и speed wing, от параглайдинга он отличается меньшими аэродинамическими качествами и размерами крыла. Для сравнения — площадь крыла параплана колеблется от 20 до 35 квадратных метров, а площадь крыла спидглайдера — от 5,5 до 18 квадратных метров, подвеска обычно состоит только из ремней крепления с карабинами, поэтому вес комплекта оборудования не превышает 4 кг.
Спидглайдер способен развивать скорость от 30 до 145 км/ч, однако продолжительность полёта значительно ниже, чем у параплана. Взлёт совершается после разгона на лыжах с естественного трамплина или склона заснеженной горы, полёт проходит вдоль склона, над лыжной трассой.
Сколько стоит параплан?
Анализируя обзоры различных производителей, можно сделать вывод, что средняя стоимость парапланов колеблется от 2 до 4 тысяч $. В то же время, по данным одного из клубов парапланеризма, российские крылья можно приобрести по более выгодной цене:
- Танго, класс Standard — 1190-1250$;
- Айвенго, класс Standard — 1350-1400$;
- Дарт, класс Performance — 1600$.
Некоторые любители в целях экономии приобретают крылья вскладчину, например, один на двоих. С одной стороны работа в паре это хорошо, но с другой — это лишает друзей возможности быстро передвигаться посредством полётов вдвоём.
Как стать парапланеристом
Чтобы стать парапланеристом, нужно поступить в лётный клуб или школу парапланеризма. Возможны варианты обучения в частном порядке с индивидуальным инструктором, но в таком случае всё необходимое снаряжение и оборудование придётся с самого начала покупать самому. Если окажется, что параглайдинг это не ваше, траты окажутся напрасными. В школах же предусмотрено обеспечение новичков всем необходимым на время обучения.
Школы
Для поступления в школу параглайдинга необходимо простое условие — её наличие вблизи места проживания, ведь подобные учебно-спортивные заведения есть далеко не в каждом городе. Многие школы открылись на базе клубов дельтапланеризма.
Чтобы найти адрес школы в конкретном регионе, достаточно вбить в поисковик «аэроклуб» и указать город. Обычно школы размещают свои контактные данные на собственных сайтах.
Обучение в стандартной лётной школе состоит из трех этапов — задач, теории, практики. Единого курса учебно-летной программы пока не существует, поэтому школы берут за основу курс учебно-лётной подготовки спортсменов-дельтапланеристов 1987 года (КУЛП-СД-8).
В первостепенные задачи входит обучение курсанта основам обращения с парапланом на земле и технике пилотирования.
Наземная подготовка считается не менее важной, чем обучение технике пилотирования, поэтому даже опытные и хорошо подготовленные спортсмены уделяют ей особое внимание.
Дисциплины теоретической части обучения:
- материальная часть;
- штурманское дело;
- аэродинамика;
- метеорология и аэрология;
- последовательность действий в особых ситуациях;
- правила оказания первой помощи;
- основы воздушного права.
Среди перечисленных дисциплин нет ни одной, которая может быть проигнорирована курсантом как малозначительная.
Практика
В практической части сначала изучается парение в «динамиках» — динамических потоках обтекания. Обычно высота таких полётов не превышает 100 м над рельефом местности.
После освоения простейшего способа парения переходят к обучению полётам в «термиках» — термических потоках, позволяющие подниматься на большую высоту. Парение в «термиках» считается самым интересным способом полёта на параплане, ведь использование этих потоков позволяет набрать высоту в несколько километров и преодолеть расстояние в несколько сотен километров.
Окончившему обучение курсанту выдается лётная книжка пилота с вкладышем для учёта налётанных часов. Это — первый шаг к легализации полётов, так как данный документ имеет определённую юридическую силу.
Общение
И во время учёбы, и при практическом применении знаний у спортсменов и любителей всегда находятся вопросы для всеобщего обсуждения. С целью такого обсуждения парапланеристы регистрируются на форумах параглайдинга.
Если же стать членом аэроклуба, появляется возможность живого общения с именитыми спортсменами края, с опытными инструкторами и товарищами по учёбе, что всегда положительно сказывается на учебном процессе.
Чем отличается профессиональный параглайдинг от любительского
Название профессиональный применительно к любому виду спорта говорит само за себя — оно означает, что занимающийся им человек полностью, профессионально посвящает себя этому делу и материально зависит от результатов своей спортивной деятельности. Требования к оборудованию и навыкам, а также затраты — как материальные, так и физические — в профессиональном параглайдинге несравненно выше.
Для любителя же это просто способ нестандартно провести свободное время, отвлечься от рутины основной работы, почувствовать себя счастливым Икаром.
Места, где летают на парапланах
Стоит признать, что в европейской части России не много мест, пригодных для параглайдинга. Тем не менее, и в Москве, и в Санкт-Петербурге имеются аэроклубы, освоившие лётные маршруты своих местностей. Как уже говорилось, для успешного старта необходимо найти горный склон хотя бы с минимальным перепадом высоты (30-40 м). Такие места встречаются и в европейской части, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Города и споты в России
Список городов и регионов, где имеются аэроклубы, занимающиеся параглайдингом:
- Москва (школы при МАИ и «Вектор»);
- Санкт-Петербург («Азарт»);
- Астрахань (парапланерный клуб г.Астрахань);
- Башкирия (Учебный центр парашютного спорта, Уфа);
- Белгород (парапланерный клуб);
- Благовещенск (АОООРП «Амур Параглайдинг»);
- Брянск (клуб АТСК «ПЕРЕСВЕТ»);
- Владимирская область (клуб «Полет»);
- Волгоград (клубы в г.Волгоград и г.Волжский);
- Воронеж (парапланерный клуб «Грань-Аэро»);
- Екатеринбург (клуб «В небе.ру»);
- Йошкар-Ола («Перм-Аэро»);
- Казань (Центральный аэроклуб республики Татарстан);
- Краснодарский край (клуб «SkyKrd», Сочи, Красная поляна);
- Крым («South Paragliding»);
- Орел-Вяжи («Параплан 57»);
- Омск (парадром Камышино);
- Пенза (сообщество парапланеристов и дельтапланеристов Пензенской области);
- Ростов-на-Дону (лётная школа);
- Самара (клуб «Высота»);
- Саратов («Полеты на параплане Саратов Балаково Хвалынск»);
- Тверь (лётно-технический клуь СЛА «Воздушный конь»);
- Ульяновск (Ульяновский парапланерный клуб Сергея Малышевского);
- Чебоксары (авиаклуб);
- Ярославль (FLIGHT CLUB Ярославль).
В список могли не попасть аэроклубы, открывшиеся недавно, поэтому стоит наводить справки по своему региону самостоятельно.
За рубежом
Зарубежный (особенно европейский) параглайдинг отличается большей развитостью инфраструктуры, упорядоченностью юридических вопросов в отношении спорта и, конечно, большим разнообразием поразительных ландшафтов. Сегодня наибольшей популярностью среди парапланеристов пользуются полёты в таких местностях, как:
- Крушево, Македония — буйно-цветущая природа, широкие долины и словно обтянутые зелёным плюшем горные хребты с высоты летящего параплана завораживают своей красотой;
- Покхара, Непал — полёт открывает вид на непередаваемо красивые пейзажи гималайских вершин Манаслу, Аннапурна, Дхаулагири и горное озеро Фева;
- Хемседал, Норвегия — красота норвежских фьордов, диких горных вершин и суровой природы особенно впечатляет в летнее время;
- Олюдениз, Турция — руины древних городов, Голубая лагуна, Долина Бабочек – всё это открывается взору пилота, шагнувшего в небо с горы Бабадаг;
- Шамони-Монблан, Альпы, Франция — место претендует на титул родины парапланеризма, лётный сезон здесь открыт с ранней весны до глубокой осени;
- Дюна в местечке Пиле, Франция — крупнейшая в Европе Дюна поражает своими размерами и окружающей природой – бархатно-зелеными лесами и водами Атлантического океана;
- Рио-де-Жанейро, Бразилия — с высоты птичьего полёта можно увидеть весь город как на ладони, сахарную голову Рио и величественную статую Иисуса Христа;
- Долина Напа, США — край американского виноделия с ухоженными виноградниками и залитыми солнцем долинами с высоты кажутся просто сказочными;
- Куинстаун, Новая Зеландия — непревзойдённой красоты пейзажи запечатлены в фильме «Властелин колец» и, можно сказать, в рекламе не нуждаются.
Это далеко не полный перечень сказочно красивых мест нашей планеты, которые желательно увидеть с высоты.
Парапланерные федерации РФ
В феврале 1992 года в РФ была зарегистрирована Объединенная федерация сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России). В структуру ОФ СЛА России входят клубы СЛА (дельта и парапланеристов) и федерации СЛА республик, областей и краев. Коллективное членство числится также за производственными предприятиями, эксплуатантами СЛА и организациями-разработчиками. Индивидуальное членство также предусмотрено уставом.
ОФ СЛА России включает 4 современных вида лётного спорта и занимается:
- обучением и подготовкой специалистов СЛА;
- авиа-работами с применением СЛА для нужд госслужб и экономики;
- авиа-туризмом, перелётами и авиа-экскурсиями, организацией досуга населения;
- клубной постройкой и авиационным техническим творчеством;
- работой по нормированию и сертификации в сфере СЛА.
Члены федерации занимаются также исследованиями и научно-практическими изысканиями в области СЛА, военно-патриотическим воспитанием молодёжи и другой полезной деятельностью.
Нужна ли сертификация?
Введение сертификации на парапланы изначально преследовало цель обезопасить полеты. Присвоение класса аппарату дает представление о том, каких технических возможностей можно от него ожидать и предугадать его поведение в сложных ситуациях (срыв, сложение).
Россия
Российские парапланеристы отмечают, что все сертификационные тесты проводятся в спокойном воздухе над водной поверхностью и на большой высоте, поэтому не позволяют спрогнозировать поведение аппарата в нестабильных естественных условиях. Таким образом, сертификаты не дают гарантии безопасности полёта, но их отсутствие может привести к проблемам с надзорными органами.
Чтобы приобрести сертифицированный параплан, рекомендуется обращать внимание на нашивку, подтверждающую сертификацию крыла. Если такой нашивки нет, параплан не сертифицирован.
Несанкционированные (без разрешения соответствующих органов) полёты на параплане в России облагаются штрафами «за нарушение правил полётов».
Европа
Со времени регистрации параглайдинга как спорта в европейских странах и введения стандартов классификации парапланов в середине 1990-х годов, их сертификация для осуществления полётов стала обязательной. Пилот, использующий крыло без подтверждения сертификации и нарушающий другие правила и законы малой авиации, может быть оштрафован службой контроля на сумму от 300 до 2000 евро.