Что такое дельтаплан
Дельтаплан — это летательный аппарат с гибким стреловидным крылом без мотора, хвоста и кабины пилота. Полет дельтаплана происходит за счет смещения центра тяжести и использования подъемной силы. Пилот управляет летательным аппаратом с помощью балансировки и смещения тела относительно подвески.
Полеты на дельтаплане — это удивительное, захватывающее дух занятие. Ощущение свободного полета, которое дарит полет на дельтаплане, невозможно забыть. Именно поэтому, попробовав один раз полетать, большинство спортсменов становятся заядлыми дельтапланеристами.
История дельтаплана
История создания дельтаплана начинается во второй половине 19 века. Именно тогда немецкий авиаинженер Отто Лилиенталем сконструировал и начал испытывать первый прообраз современного дельтаплана — балансирный планер.
В середине 20 века свой вклад в развитие дельтапланеризма внес американец Френсис Рогалло, с детства мечтавший о полетах. Так как мечте стать летчиком было не суждено сбыться, Рогалло отучился на авиаинженера в Стэндфордском Университете.
Френсис разработал модель крыла, состоявшего из трубчатого каркаса с тканевой обшивкой, которое легко складывалось и занимало совсем немного места. Изначально этот аппарат создавался для американской космической программы, а именно управляемого спуска космонавтов. Изобретение получило название в честь своего создателя – «крыло Рогалло».
О крыле Рогалло были напечатаны статьи в технических журналах. И один из инженеров-любителей Том Перселл самостоятельно построил конструкцию по представленной в журнале схеме. В 1965 году для испытаний летательного аппарата Перселл пригласил к себе изобретателя крыла Френсиса Рогалло, который и совершил первый полет на экспериментальном образце.
Проведение летных испытаний крыла привело к появлению новой спортивной дисциплины — дельтапланеризма. Название дельтаплан было выбрано за внешнее сходство летательного аппарата с буквой греческого алфавита «Дельта».
Дельтапланерный спорт был официально зарегистрирован Международной авиационной федерацией в 1974 году. При проведении соревнований оценивались продолжительность и дальность полета, точность приземления и скорость прохождения установленного маршрута.
Конструкция дельтаплана
Дельтаплан состоит из соединенных веером труб, изготовленных из алюминиевого сплава. Между алюминиевыми перекладинами натянуто очень прочное и легкое синтетическое полотно. Для дополнительной прочности конструкция зафиксирована вспомогательными трубками и стальными тросами.
К центральной трубе подвешено веревочное крепление для пилота. Перед ним располагается металлическая трапеция, также изготовленная из алюминиевых труб, за которую пилот держится руками.
Пилот управляет полетом за счет перемещения тяжести тела относительно места подвески. Взлет и посадка дельтаплана происходит на ноги, что делает этот вид спорта весьма травмоопасным.
Основными достоинствами конструкции современного дельтаплана можно считать ее простоту, прочность, устойчивость к нагрузкам, компактные размеры в сложенном виде, относительно небольшой вес от 20 до 50 килограмм в зависимости от модели аппарата.
Современные дельтапланы могут развивать скорость от 30 до 130 км/ч, позволяют совершать длительные многочасовые полеты и преодолевать расстояние в несколько сотен километров без посадки на землю.
Виды дельтапланов
Сегодня существует множество различных моделей дельтапланов, которые используются спортсменами разного уровня подготовки для разных типов полетов. Дельтапланы можно разделить по типу конструкции на модели первоначального обучения, мачтовые, безмачтовые и жесткокрылые.
Также существует другая классификация:
- Учебные дельтапланы
Это легкие летательные аппараты, которые имеют довольно простую конструкцию. Как следует из названия, дельтапланы этого типа используются для обучения новичков. Они отличаются простотой в управлении, небольшой скоростью и достаточной маневренностью.
- Тандемные дельтапланы
Дельтапланы этого типа предназначены для полетов вдвоем. Используются для прогулочного катания пассажиров или обучающих полетов с инструктором. Эти аппараты не набирают большой скорости и прекрасно подходят для первых этапов обучения дельтапланеризму.
- Переходные дельтапланы
Популярные модели дельтапланов, которые используются для полетов большинством начинающих спортсменов. Для управления таким аппаратом требуется определенный навык и опыт полетов. Переходные дельтапланы имеют больший вес и развивают более высокую скорость по сравнению с учебными моделями.
- Спортивные дельтапланы
Летательные аппараты сложной конструкции, предназначенные для профессиональных спортсменов. Спортивные дельтапланы развивают высокую скорость и преодолевают большие расстояния. Чтобы управлять таким дельтапланом, необходимо обладать специальными знаниями и иметь большой опыт полетов.
- Мотодельтапланы
Дельтапланы с двигателем и усиленными крыльями для более скоростных полетов на дальние расстояния. Чаще всего мотодельтаплан дополнительно оборудован сиденьем для пилота и пассажира.
Отличие дельтаплана и параплана
Параплан — это очень легкий летательный аппарат, внешне схожий с парашютом. Принципиальное отличие параплана от парашюта заключается в том, что он создан не для спуска, а для управляемого полета. Конструкция мягкого купола параплана позволяет подниматься высоко над землей при помощи восходящих потоков воздуха. Тот же принцип используется для полетов на дельтаплане.
Споры о преимуществах одного или другого летательного аппарата между дельтапланеристами и парапланеристами не знают конца. Рассмотрим и сравним основные характеристики дельтаплана и параплана, чтобы каждый начинающий спортсмен мог сделать собственный выводы на этот счет.
Преимущества дельтаплана
- Дельтапланы могут использоваться для полетов чаще, так как выдерживают более широкий спектр метеоусловий, чем парапланы.
- На дельтаплане можно преодолеть большее расстояние, чем на параплане.
- Скорость прохождения маршрута на дельтаплане в два раза выше.
- Жесткое крыло дельтаплана ведет себя значительно стабильнее, чем мягкое крыло параплана.
- Травматизм при занятиях дельтапланеризмом ниже.
- Дельтаплан имеет гораздо больший ресурс эксплуатации, чем параплан, которого хватает на 2-3 сезона.
- Дельтаплан требует меньше мастерства при пилотировании в опасных условиях, чем параплан.
Преимущества параплана
- Параплан весит примерно в два раза меньше дельтаплана (20 кг против 40 кг) и компактнее в сложенном виде, что удобно при транспортировке.
- Параплан требует меньшего мастерства для выполнения старта и посадки, чем дельтаплан.
- Цена параплана соревновательного уровня ниже, чем стоимость дельтаплана той же категории.
Взлет, пилотирование и посадка на дельтаплане
В результате движения дельтаплана возникает подъемная сила, которая и удерживает летательный аппарат в воздухе. Это означает, что для стабильного полета аппарата необходима определенная скорость. При недостаточном разгоне дельтаплану не удастся преодолеть сопротивление воздуха, чтобы взлететь и совершить дальнейший полет.
Осуществить взлет на дельтаплане можно несколькими способами:
- Разбежка со склона
- Прыжок с возвышенности
- Использование двигателя или лебедки
- С помощью катера или водных лыж
Скорость на старте должна быть немного выше минимальной полетной скорости, чтобы подъемной силы хватило на отрыв дельтаплана с пилотом от земли.
В полете пилоту также приходится все время контролировать скорость движения, чтобы не допустить падения. Управление аппаратом происходит за счет смещения тела по отношению к подвеске.
Современные дельтапланы самостоятельно восстанавливают нормальный полет при потере скорости, но это неизбежно сопровождается снижением высоты. Поэтому при пилотировании дельтаплана на небольшой высоте особенно важно сохранять внимание и концентрацию.
Посадка дельтаплана происходит на ноги спортсмена. Это грозит получением травм при неверном выполнении посадки аппарата. Поэтому при обучении пилотированию дельтаплана посадке уделяется особое внимание.
Рекорды
Мировой рекорд на дальность полета принадлежит Дастину Мартину и Джони Дуранду, которые пролетели на дельтаплане 761 километр в 2012 году.
Женский мировой рекорд принадлежит российской спортсменке Александре Серебренниковой, которая пролетела на дельтаплане 412 километров.
Требования для полетов на дельтаплане
В настоящее время не существует официально регламентированных требований для получения допуска к полетам на дельтаплане. Но для безопасности полета следует соблюдать следующие правила:
- Вес пилота должен составлять от 45 до 110 килограмм.
- Спортсмен должен иметь хорошую физическую форму, чтобы управлять летательным аппаратом.
- К полету не допускаются беременные женщины и люди с тяжелыми сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями.
- Перед совершением полетов начинающий пилот обязательно должен пройти все необходимые этапы обучения с инструктором.
- Для полетов необходимо иметь полную экипировку: высокие кроссовки или ботинки, плотная закрытая одежда, перчатки, защитный шлем.
- К полетам не следует допускать людей, которые сильно боятся высоты и находятся в нестабильном эмоциональном состоянии.
- Полеты на дельтаплане недопустимы в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Обучение дельтапланеризму
Обучение полетам проходит в специализированных дельтапланерных или аэроклубах. Все начинающие спортсмены обязательно изучают теорию полетов, а затем приступают к практике.
Научиться летать на дельтаплане довольно просто. На первом занятии новичок будет осваивать пробежки, чтобы научиться правильно стартовать и приземляться. Но уже на втором-третьем занятии ученик может попробовать совершать свои первые полеты на дельтаплане.
В каждом аэроклубе существуют свои программы обучения. По окончанию летной школы, дельтапланерист может получить пилотскую лицензию и летную книжку, подтверждающую его квалификацию.
Прогрессировать в дельтапланеризме можно практически бесконечно. Спортсмены осваивают новые модели дельтапланов, техники полета, воздушные маневры, устанавливают собственные рекорды дальности и скорости полета.
Цена
Дельтапланеризм — не дешевый вид спорта. Обучение полетам в аэроклубе до базового уровня будет стоить порядка 30 тысяч рублей.
Дальнейшая покупка собственного дельтаплана тоже может обойтись недешево. Стоимость дельтапланов начинается от 300 евро и заканчивается порядком 10 тысяч евро. Хотя б/у аппараты можно приобрести значительно дешевле, чем новые.
Цены на учебные дельтапланы варьируются от 300 до 1500 евро, переходные модели стоят от 700 до 2500 евро, а аппараты для профессиональных спортсменов могут стоить от 2000 до 5000 евро.
Где полетать на дельтаплане
Для тех, кто заинтересовался дельтапланеризмом, но пока не уверен, что хочет проходить полноценное обучение, существует прекрасная возможность. Сегодня практически любой желающий может совершить полет на дельтаплане с инструктором и получить незабываемые впечатления и эмоции.
В России есть множество авиаклубов, которые предлагают услугу полета на дельтаплане в тандеме с инструктором. Стоимость такого полета составляет 3-10 тысяч рублей и не требует специальной подготовки и обучения.
Например, в Подмосковье совершить свой первый полет на дельтаплане можно во множестве профессиональных авиаклубов:
- Аэроклуб «Альбатрос», Ногинский район
- Аэроклуб «ПАРАЛЕТ», Дмитровский район
- Аэроклуб MAC, Солнечногорский район
- Центр активного отдыха «Викинги», Щелковский район
- Аэроклуб «Воздушный конь», г. Сергиев Посад
Опасность полетов на дельтаплане
Дельтапланеризм — это один из видов экстремального спорта, который сопряжен с определенной опасностью. Официальной статистики на данный момент нет, но можно с уверенностью сказать, что смертность при полетах на дельтаплане очень невысокая.
Основной риск при занятиях дельтапланеризмом связан с опасностью получения травмы ног и позвоночника при неправильном приземлении или резком снижении на небольшой высоте. Также причиной аварии может стать неверная оценка метеоусловий.
Если спортсмен проходит соответствующее обучение и соблюдает правила безопасности, то риск получения травмы или гибели во время полета на дельтаплане совсем невелик. Можно сказать, что по уровню опасности дельтапланеризм сопоставим с горными лыжами.