Полеты на параплане с лебедкой, активная и пассивная лебедка

Парапланеризм — это преимущественно горный вид спорта. Но небо открыто для всех, и в равнинной местности спортсменам поможет лебедка. В тех местах, где можно выбирать между склоном и лебедкой, парапланеристам доступны сразу несколько вариантов.

Принцип полета на параплане

Параплан по конструкции близок к парашюту. У него нет мотора, а основную подъемную силу создает складное «крыло» эллиптической формы. В сложенном виде параплан можно упаковать в рюкзак и носить с собой. Вес конструкции — от 5 до 20 кг.

Самый простой способ летать на параплане — это подняться на возвышенность, расправить крыло, разбежаться и прыгнуть. Во время разбега параплан наполнится воздухом и поднимет пилота вверх. Полет будет напоминать замедленный прыжок с парашютом. За счет подъемной силы и силы тяжести планер будет лететь вперед и медленно опускаться.

Чтобы продлить полет можно найти склон с восходящим потоком — динамическим или термическим. Это поможет подняться в воздух и парить над склоном, а при мощном термике — подняться выше облаков и лететь вперед. Опытный пилот может перемещаться от одного термического потока к другому.

Что делать, если нет возвышенностей? — Лебедки

Описанный выше способ подходит только для тех мест, где есть возвышенности. На некоторых пародромах строят искусственные горки — они дают возможность стартовать, но не создают динамических воздушных потоков, достаточных для полета. Более эффективный способ взлететь без возвышенностей — затяжка на высоту, когда подъемная сила создается искусственно.

Самый простой вариант затяжки — на человеческой тяге. Для этого нужен длинный трос, который цепляется к поясу пилота, и несколько человек, которые будут этот трос тянуть на земле. За счет движения троса создается подъемная сила и пилот взлетает. Самый большой минус такого способа — трос не может быть больше 300 м, а высота, на которую люди затянут параплан вручную — не более 70 м, этого мало для поиска надежных термиков.

Гораздо эффективнее использовать специальное приспособление — лебедку. Лебедка позволяет подняться в воздух с земли, а дальше планериста будет держать термический поток. На пародромах термики стабильны, и инструкторы подскажут, как правильно спланировать маршрут, чтобы продержаться в воздухе подольше. Можно и поэкспериментировать, но это — на свой страх и риск.

Как выглядит лебедка для затягивания

Лебедка дает тот же эффект, что и разбег по склону, только более мощный. Конструкция представляет собой катушку с тросом, закрепленную на раме. Лебедка может тянуть трос сама по себе (активная) или ее можно прицепить к машине, мотоциклу или катеру (пассивная лебедка) и буксировать.

Чтобы воспользоваться лебедкой, пилот закрепляет свободный конец троса у себя на поясе. Машина едет и везет за собой лебедку, трос при этом сматывается или разматывается в зависимости от конструкции системы механического старта. За счет движения машины создается набегающий поток воздуха, который поднимает планериста вверх (затягивает на высоту). После того, как подходящий термик пойман, пилот отцепляет лебедку от пояса.

Виды лебедки

Лебедка работает за счет того, что конструкция движется, а трос разматывается. От длины троса зависит, на какую высоту получится затянуть спортсмена, поэтому чем он длиннее, тем лучше. Катушка нужна для того, чтобы не отпускать трос на слишком большую длину сразу — это снизит эффективность буксировки.

Активная

В активной конструкции используется лебедка с мотором, которая сматывает заранее размотанный трос длиной 1000-1500 м. За счет движения троса параплан расправляется и создается достаточная подъемная сила, чтобы поднять пилота на высоту около 300 м. После того, как максимальная высота набрана, пилот отцепляет трос и летит самостоятельно.

Лебедкой управляет оператор — его задача вовремя включить устройство после того, как пилот подаст сигнал о готовности. Для оператора важно наращивать тягу постепенно, без рывков. После того, как планерист оторвался от земли, следует некоторое время держать стабильную тягу, чтобы параплан начал подниматься вверх, а затем снова наращивать тягу. Максимально возможный угол затяжки (между горизонтом и тросом) — 70˚. Когда он достигнут, оператор медленно сбрасывает тягу, а пилот отцепляется и летит самостоятельно.

Основная проблема использования активных лебедок — доставка свободного конца троса на старт, где за него сможет зацепиться следующий спортсмен. Тянущая лебедка может только сматывать трос и не может вернуть его на место. Разматывать свободный конец вручную или возить на мотоцикле — долго.

Решением стала система из двух лебедок. Вторая (возвратная) лебедка устанавливается в том месте, откуда стартуют спортсмены. Ее трос закрепляется на основном тросе через 3м от пилота. Взлетать он не мешает, а сама возвратная лебедка включается только после того, как пилот отцепится от конструкции. Возвратная лебедка тянет трос на себя и возвращает его на место, делает это с достаточной скоростью.

Преимущества активной лебедки — она находится на одном месте, а если есть возвратная лебедка, то систему старта можно отработать до мелочей. Недостатки — очень важно направление ветра (трос должен быть размотан по ветру), и если он изменится, переносить конструкцию долго.

Пассивная

Пассивную лебедку тянет за собой машина, мотоцикл или катер. Трос при этом разматывается не на всю длину, а только на 500-600 м. После того, как пилот подаст сигнал о готовности, водитель плавно стартует с места. За работой лебедки следит оператор, который регулирует натяжение троса. Для этого существуют специальные механизмы, замедляющие и останавливающие разматывание троса. Подъемная сила создается за счет движения автомобиля. Водителю важно ехать с постоянной скоростью.

Для пилота затяжка выглядит точно также, как и на активной лебедке — как только угол подъема достиг 70˚ и выше уже не будет, пора отцепляться. Для работы с лебедкой на земле нужны два человека — водитель ведет автомобиль, оператор следит за лебедкой и сматывает ее после отцепа пилота. Чтобы не делать этого вручную, используется электрический мотор, работающий от прикуривателя.

Существует конструкция, в которой лебедка помещена в машину на переднее место пассажира. А механизмы управления ей выведены на приборную панель. При такой конструкции водитель может одновременно управлять машиной и лебедкой, а оператор не нужен. Но от водителя требуется больше внимания, чем обычно на дороге.

Есть один категорический запрет — нельзя привязывать трос к машине без катушки. В таком случае нет возможности как-то повлиять на натяжение троса, будут резкие рывки. В лучшем случае подняться в воздух таким путем не получится, в худшем — трос порвется раньше времени, и пилот закончит полет в больнице.

Преимущества пассивной лебедки — большая высота затяжки — до 600 м, в два раза выше, чем активная. Маневренность и возможность легко перестроиться, если изменился ветер. Недостатки — нужна машина и местность, по которой она сможет проехать.

Плюсы и минусы по сравнению со склоном

Лебедка удобнее склона по нескольким причинам:

  • Она позволяет летать в равнинной местности, где сложно найти подходящий холм;
  • Подвижна — лебедку можно привезти в любое место, где захотелось полетать, а склон будет находиться всегда в одном и том же месте;
  • Легко подстроиться под направление ветра;
  • Не нужно подниматься в горку каждый раз после приземления.

Для начинающих планеристов добавляется еще несколько важных параметров — с лебедкой можно найти место, где не придется конкурировать за воздушное пространство с опытными пилотами. Если не стоять в очереди и не подниматься в горку, то обучающий процесс идет быстрее, а значит — эффективнее.

В равнинных регионах, где найти подходящий холм сложно, высота полета с лебедкой будет выше, чем со склона. Это дает почувствовать настоящий полет, но и создает дополнительный риск при неправильном выполнении элементов в воздухе. В горных районах все наоборот — для старта с лебедки может не быть места, а высота полета со склона на мощном динамике гораздо больше.

Лебедка может быть опасна для неопытного пилота, который не пробовал стартовать на склоне. После обучения на лебедке пилот может переоценивать свои силы, не уметь правильно взлететь со склона, а динамик может сбить его с толку.

Стоимость лебедки

Диапазон цен на лебедки варьируется от 6 тысяч до 50 тысяч рублей и выше. Простые модели на рычажной тяге можно купить менее чем за тысячу рублей, но их надежность под сомнением. Продаются они в спортивных магазинах либо в интернет-магазинах с доставкой (в стоимость не входит, оплачивается отдельно).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: